КИЕВ
Мой Киев, права потребителей, автомобили, аптеки, бассейны, лекарства, магазины Карта сайта

 Мой Киев, права потребителей, автомобили, аптеки, бассейны, лекарства, магазины Главная
 Заказать сайт Сайт от 100 грн
 АВТО АВТО
 Газовая война, деньги, дефолт, депозит, ЖКХ, кризис, пенсии, 
политика, продажа земли, экономика. Аналитика.
АНАЛИТИКА
 АВТО ГИПОТЕЗЫ
 АВТО ДЕНЬГИ
 АВТО Для ДЕТЕЙ
 АВТО ЖКХ
 АВТО ЗДОРОВЬЕ
 АВТО ИСТОРИЯ КИЕВА, УКРАИНЫ и РУСИ
 Наше КИНО КИНО
 Наше КИНО КОМПЬЮТЕР
  КОНЕЦ СВЕТА 2012
 МОЙ КИЕВ МОЙ КИЕВ
 АВТО МУЗЫКА
 АВТО НАУКА
 АВТО НАША ИСТОРИЯ
 АВТО НОВОСТИ
 АВТО ПЕНСИЯ
 АВТО ПОЛИТИКА
 АВТО СВОИМИ РУКАМИ
 АВТО СПОРТ
 АВТО АРХИВ


email



Реклама
2017-й - год Красного Огненного Петуха
Мой Киев, права потребителей, автомобили, аптеки, бассейны, лекарства, магазины
Мой Киев
Для торжества зла
необходимо только одно
— чтобы хорошие люди
сидели сложа руки»

Эдмонд Бёрк
Древний город словно вымер,
Странен мой приезд
Над рекой своей Владимир
Поднял черный крест.

Анна Ахматова
Киев, 1914
Как написать Андроид приложение
Мой Киев, права потребителей, автомобили, аптеки, бассейны, лекарства, магазины
Будем очень признательны Вам за высказанные здесь замечания, отзывы, пожелания.

Индустриальное чудо Китая!

мерило того, как надо делать и почему

30 декабря 2015




Не столь отдаленная история экономического чуда 
Китая, который стал мировым эталоном — мерилом того, 
как надо делать.

Почему? Да потому что он достиг результата, поразившего весь мир. 
Между тем, масса специалистов в области экономики дает массу 
советов космической глупости.

Почему глупости? Да потому, что экономика никогда не переносит 
поспешности и непоследовательности. А непоследовательность 
советчиков настолько очевидна, что их «глубокие» знания вызывают 
колосальные сомнения.

Они советуют вкладывать средства в передовые технологии 
(машиностроение, электронику, IT и т.д.) и на этом строить 
стратегию развития страны.

Все это было очевидно и в 1980-90-е годы, когда Китай начал 
выстраивать свою экономику будущего. Но начал он не с этого.

Уже мало кто помнит, что первое, о чем озаботилось руководство КНР 
— это сельское хозяйство. Была поставлена цель накормить страну и 
сделать ее независимой от поставок продуктов извне. Именно сельское 
хозяйство всегда было высшим приоритетом Китая, начиная с конца 1970-х, 
когда крестьянам позволили работать в условиях рынка с китайской спецификой.

Удовлетворение базовых потребностей человека — это основа независимости. 
Если страна зависит от поставок продуктов питания, то никакая 
нанопромышленность и суперэлектроника не сделает ее сильной и влиятельной. 
Пример Японии, которая по сути так и осталась полуколонией США, настолько 
показателен, что его стоило бы изучать в школах.

При этом надо понимать, что Япония является богатой и процветающей только 
потому, что США нужен сильный и верный союзник в регионе, а обрушить 
экономику островного государства можно одним росчерком пера американского 
президента. Те, кто ставит Японию в пример, упрямо стараются обходить этот 
вопрос, а он на самом деле самый важный.

Страна, пойди она по пути Японии, окажется точно такой же зависимой страной. 
Япония стала богатой не вопреки воле хозяина, а благодаря его воле, 
а надеяться на эту благосклонность глупо и… не достойно.


Кстати, первые инвестиции правительства и иностранцев в Китай шли в химическую 
отрасль, а именно в производство удобрений, в результате чего уже в 1990-е Китай 
стал крупнейшим их производителем.

Базовые отрасли как фундамент любой промышленности

Второе, чем озаботилось руководство Китая, было создание базовых отраслей 
промышленности: 
- энергетики, металлургии, химического производства (той части, которая 
не касается удобрений).

В сети бытует мнение, что руководство Китая в 1990-е занималось развитием 
легкой промышленности. Этот стереотип очень живуч, но неверен. Китайские 
пуховики шили в тысячах сельских мануфактур и кооперативах. Но это никогда 
не было ни целью, ни результатом действий руководства КНР. Оно в это время 
занималось совсем иными делами. И не случайно, еще на срезе тысячелетий по 
оценкам специалистов до 30% легкой промышленности Китая находилось в тени, 
то есть вообще не контролировалось центральным правительством.

Ничего нового Пекин тут не придумал. Китай взял на вооружение опыт СССР, 
а именно: сталинскую индустриализацию, — и просто приспособил ее к своим условиям.

Руководство КНР прекрасно понимало, что ни пуховики и панталоны могут сделать 
настоящее экономическое чудо, а базовые отрасли, на которые опирается остальная 
промышленность. В свою очередь базовые отрасли всегда опираются на энергетику.

Промышленную пирамиду еще не смогла отменить ни одна страна в мире. 
Британия XIX-XX вв. опиралась на кардифский уголь. США в XX веке — на дешевую нефть 
Техаса, экономическая мощь СССР времен Сталина на уголь Донбасса и бакинскую нефть 
(затем на нефть и газ других регионов страны, кузбасский и экибастузский уголь).

Главным энергетическим сердцем нового Китая стал уголь. Причем надо понимать, 
что индустриализация КНР началась не в 1980-х, а намного раньше. Рост добычи 
угля за время правления компартии Китая просто колоссален и не знает аналогов в истории:

    1949 год – 32 млн тонн;

    1978 год – 618 млн тонн (год, когда Ден Сяопин провозгласил новый экономический курс);

    2012 год – 3650 млн тонн.

Более чем в сто раз за 63 года и почти в 6 раз за время «реформ».

Уголь нужен не сам по себе, а для того, чтобы выработать электроэнергию. Именно 
электроэнергия является кровью современной промышленности, и очень смешны «эксперты», 
которые рекомендуют усиленно заняться сокращением потребления энергии и доказывают 
свою правоту цифрами «энергоэффективности» экономики Европы. 
Так и хочется спросить этих господ: а что, мы находимся в ситуации Европы, чтобы 
брать с нее пример, или все-таки в ситуации Китая, но десятилетней давности?

А между тем, рост выработки электроэнергии также потрясает:

    В 1978 году китайские электростанции произвели 250 млрд кВт*ч электроэнергии;

    В 2000 году уже 1 308 млрд кВт*ч.

    А уже в 2014 году производство электроэнергии в Китае составило 6 500 млрд кВт*ч.


И это понятно. Производство алюминия сравнивать по энергоэффективности с рисованием 
картин или производством редких сортов вина бессмысленно. А как сделать самолет без 
алюминия, а алюминий – без энергии?

Между прочим, Китай за первое десятилетие XXI века увеличил производство крылатого 
метала вчетверо, что дало фундамент развитию многих отраслей машиностроения. 
Странно, почему «эксперты» не восхищаются по этому поводу?

Все «знают», что Китай усиленно развивает электронику и машиностроение. Об этом пишут, 
этим восхищаются, это ставят в пример, а между тем, Китай велик не этим, а выплавкой 
стали. Причем стали очень дешевой, которая компенсирует рост заработной платы см. рис.

Как видим, рост начал ускорятся медленно, но уверенно именно с начала реформ Ден Сяопина. 
Причем в 1990-х закладывалась база будущего роста. Дело в том, что в Китае традиционно 
выплавка стали производилась тысячами малых предприятий, разбросанных по всей территории 
страны. Это было очень неэффективно. Уже в начале 2000-х создались предпосылки к ускоренному 
росту отрасли, на базе новых гигантов, которые заменяли собой устаревшие производства.

В 2005-07 годах в Китае были закрыты устаревшие мощности вдвое большие, чем те, которыми 
располагала Украина в то же самое время. Кстати, в 2012 году почти 10% выплавленной Китаем 
стали ушло на экспорт.

Товары с высокой добавленной стоимостью

Китайские автомобили, китайская электроника, китайские …, китайские… Как это уже привычно. 
Но всему этому чуду всего 10-15 лет. Еще в недалеком 2000-м году по этому поводу ходила 
масса анекдотов. 

Как дом стоит на фундаменте, так и китайские отрасли с высокой добавленной стоимостью 
прочно стоят на достижениях китайских шахтеров, энергетиков, металлургов.

Более того, руководство Китая до сих пор больше всего заботит не сбыт своих товаров за рубеж, 
а доступ к ресурсам. Экономика Китая обогнала рост отечественной сырьевой базы, и именно это 
и является одним из главных рисков китайской экономики. 

Посмотрим на данные статистики.

Выпуск автомобилей в Китае в 1999 году составлял всего 1,2 млн штук, то есть примерно столько 
же, сколько и в 1992 год (1 млн штук). Бурный рост отрасли произошел уже в 21 веке: 

2005 год – 5,71 млн штук, 
2010 год – 18,06 млн штук, 
2014 год – 23,72 млн штук.

И так везде. В мировом судостроении с 2010 по 2015 год доля Китая выросла с 20% до 40%. 
Подавляющее число лидеров IT-рынка и рынка электроники вообще возникли после 2000 года.

Таким образом, скачкообразный рост машиностроения начался в первые годы нового тысячелетия 
и достиг пика через 10-15 лет.

У Китая есть, чему поучится, но у него есть и ошибки, которые надо избежать, копируя его путь успеха. 
По материалам stockinfocus автор Юра Сумы