Последнюю ( текущую на 5 октября 2012 года ) версию "Закона України про пенсійне забезпечення"
в формате docx ( Word 2007 ) можно скачать ЗДЕСЬ,
в формате doc ( Microsoft Office Word 97 - 2003 ) можно скачать ЗДЕСЬ.
9 ноября 2012

Элла Либанова
Директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины
На самом деле пенсионной реформы в Украине как таковой в октябре прошлого
года не произошло – была попытка правительства максимально мягко уменьшить
дефицит Пенсионного фонда.
На начало 2012 г. численность пенсионеров и плательщиков пенсионных взносов в
Украине сравнялась – на уровне 13,6 млн человек. Фактическая ставка совокупных
отчислений работодателя и наемного работника составляет 34,5%, т.е. коэффициент
замещения зарплаты пенсией тоже должен составлять всего 34,5%, а не фактические 46%.
Это означает, что почти 12% разницы между доходами и расходами Пенсионного фонда
покрывает бюджет. Справедливо это или нет? Справедливо. Может ли так продолжаться
бесконечно долго? Нет, потому что бюджет должен решать и другие задачи – как
минимум, надлежащим образом финансировать образование, здравоохранение, социальную
инфраструктуру.
Для решения проблемы было несколько вариантов.
Самый простой и самый привлекательный – повысить доходы ПФ. Но сделать это за счет
роста занятости или повышения зарплат в условиях кризиса – почти невозможно. Тем
более не сработал бы рост ставок отчислений – это просто спровоцировало бы еще
большую «тенизацию» зарплат.
Второй вариант – снизить расходы либо сокращая пенсии, либо повышая пенсионный
возраст или необходимый страховой стаж, и тем самым уменьшая объем совокупных
пенсионных прав. Благодаря реформе ПФ пока смог сэкономить не больше 2,5 млрд грн.
Правительство выбрало второй, более гуманный вариант – ужесточение условий касается
более молодых, еще работающих людей. Причем выбрало самую мягкую его форму –
пенсионный возраст не повысили в одночасье на 5 лет, как например, в Грузии,
а на те же 5 лет, только за 10-летний период.
Но, конечно, за год сколько-нибудь ощутимых результатов нет, да и быть не могло.
ПФ пока смог сэкономить не больше 2,5 млрд грн.
Тем более не удалось достичь бездефицитности Пенсионного фонда.
Добиться этого Кабмин надеялся за счет легализации зарплат. Но в существующей
макроэкономической ситуации, при проблемах у малого и среднего бизнеса, рука дрогнула.
Что в результате?
Переход ко второму уровню пенсионной реформы – обязательному накопительному пенсионному
страхованию – откладывается, т.к. связан с неминуемым ростом дыры в бюджете Пенсионного
фонда. Резервов в госбюджете, за счет которых можно перекрыть эту дыру, я также не вижу.
Тем более, резервов, необходимых очень долго – на весь период перехода от одноуровневой
солидарной к двухуровневой системе (солидарной плюс накопительной). То есть с того момента,
когда первый работающий начнет платить взносы в обязательную накопительную систему,
уменьшая тем самым отчисления в солидарную, и до того, когда умрет последний пенсионер,
получающий пенсию только из солидарной системы. А это – не менее 40-50 лет.
Впрочем, то, что второй уровень Украине пока «не светит», возможно, не так и плохо.
Ведь дефицит ПФ и государственного бюджета – не единственное препятствие.
Вторая проблема – это направление инвестиций.
Представители фондового рынка говорят о том, что вкладывать эти миллиардные средства пока
попросту некуда.
Во-первых, потому что их нужно вкладывать на десятилетия.
Во-вторых, потому что инвестирование пенсионных средств связано со многими ограничениями.
А в-третьих, потому что инвестиции должны обеспечить если не прирост сбережений для граждан,
то хотя бы доход, который позволит покрыть уровень инфляции и оплату услуг по управлению
активами. Если средние темпы инфляции в Украине будут составлять хотя бы 5% в год, то
доходность инвестиций должна быть не ниже 7-8%.
В нашей стране сейчас просто нет активов, способных «проглотить» эти суммы. Возможное
инвестирование в долгосрочные ОВГЗ, по сути, сохраняет все те же государственные
обязательства по финансированию пенсий.
Новый шаг
Таким образом, перспективы пенсионной системы – и ее реформы – в Украине выглядят не слишком
радужно. Но это – проблема общая для всей Европы, что подтверждает общение с зарубежными
коллегами.
Можно ли что-то сделать? Китайская поговорка гласит, что долгая дорога начинается с первого шага.
Он уже сделан – пенсионный возраст повышен. Теперь – очередь за вторым. Им, на мой взгляд, должно
стать решение проблемы досрочного выхода на пенсию в Украине. Вы знаете, к примеру, что в нашей
стране балерина уходит на пенсию в 35 лет? Конечно, заниматься балетом в этом возрасте уже нельзя
– но это не значит, что нельзя трудиться в иной сфере, и что государство обязано тебя содержать
в таком работоспособном возрасте. Всего в Украине около 2 млн пенсионеров ушли на пенсию раньше
55 (60) лет. Хотя, конечно же, речь не может идти о механической отмене такого рода льгот –
необходимо предоставление другого рабочего места, помощь в приобретении новой профессии и т.д.
По материалам: forbes.ua