Директор "Южмаша" Сергей Войт

Европа хочет чтобы мы передали чертежи разработок


Руководитель знаменитого ракетного предприятия рассказал 
о чувствах после полета ракеты Илона Маска, о том, как 
Порошенко выполнил 10% обещанного и что может вытянуть 
предприятие из кризиса

Последние дни весь мир бурно обсуждает историческое событие
в мире космонавтики – 30 мая частная компания американского 
бизнесмена Илона Маска SpaceX со второй попытки запустила 
частный корабль Crew Dragon с астронавтами на орбиту.

В Украине это событие чуть ли не стало всеукраинским праздником, 
а Илон Маск – национальным героем. А ведь до недавнего времени 
именно украинские ракеты летали с шести космодромов мира и 
страна была на пятом месте среди государств с космическим 
сектором. Но все изменилось, и наш флагман по производству 
ракетно-космической техники "Южмаш" последние годы находится в 
состоянии тяжелого кризиса. 

О причинах такого состояния предприятия, о том, что нужно 
сделать для его возрождения, а также о том, когда у нас 
появится свой Илон Маск и полетят ли украинцы на Луну и Марс, 
корреспонденты "Страны" спросили у генерального директора 
"Южмаша" Сергея Войта.

 – Компания Илона Маска SpaceX со второго раза 
 отправила на орбиту корабль Crew Dragon с двумя 
 астронавтами на борту. Астронавты долетели до 
 Международной космической станции впервые за девять 
 лет с территории Америки. И впервые в истории – 
 усилиями частной компании. Как вам вообще такая новость? 
 Что это означает с точки зрения развития космонавтики?
 
– Это серьезный успех не только космической отрасли США, но и 
всего мира, потому что впервые частная компания обеспечивает 
отправку астронавтов в космос. Нарушена монополия РФ на 
пилотируемые полеты. Плохо, когда есть монополия. А когда 
частная компания конкурирует с огромной страной – это всегда 
хорошо, влияет на развитие всех отраслей, не только космоса. 
Запуск Илоном Маском, точнее его частной компанией, двух 
астронавтов означает большой прогресс в развитии пилотируемой 
космонавтики. Это означает, что космос становиться более доступным. 
Если космос будет более доступным, то появится больше потребностей 
в доступе в космос и, соответственно, возрастет спрос на услуги 
в обеспечении доступа в космос. С учетом этого "Южмаш" рад успеху 
компании SpaceX и поздравляет своих коллег с этим большим успехом.

– А если по-честному, какие эмоции у вас вызвала 
новость про ракету Маска – восторг или чувство ревности?

– Смешанные чувства. У них хоть и частная компания, но посмотрите, 
как помогает государство и общество. Мы часто ездили на пуски 
"Морского старта" (плавучий космодром для запуска ракет "Зенит-3SL"). 
И сейчас участвуем в одной из американских программ, где делаем 
первую ступень ракетоносителя "Антарес". Мы видим, как позитивно 
настроены люди, государство. Если бы у нас так было!
– Приведет ли это к тому, что другие частные компании, 
например Apple или Bоеing, также запустят свои ракеты? 
Или эта ниша будет монополизирована Маском?

– Не думаю, что только Маск будет этим заниматься. Есть компании, 
которые проявляют амбиции не только в США, но и в Европе, и в Китае. 
Появляются частные компании и в нашей стране. Думаю, что вскоре они 
тоже будут выходить на рынок, начнется борьба.

– С 2014 года "Южмаш", судя по сообщения в СМИ, находится 
в глубоком кризисе. Назовите, пожалуйста, 
основные причины этого.

– Первая – наш статус госкомпании, который не позволяет нам двигаться 
вперед. Нам необходимо изменить статус. Нам нужна корпоратизация компании. 
Вторая причина – отсутствие государственной поддержки по вовлечению "Южмаша" 
в международную кооперацию по производству ракетно-космической техники. 
За рубежом есть свои, куда нас просто не пускают. Я понимаю, что, если бы мы 
были в космическом Европейском агентстве, мы бы принимали участие в тендерах, 
а так Европа хочет от нас одного – чтобы мы передали чертежи наших разработок, 
чтобы им не разрабатывать. Но изделия нам не заказывают. А я против продажи 
технологий, которые отработаны годами.
Ну и главная проблема – отсутствие госзаказа. "Южмаш" никогда не участвовал в 
реализации государственных программ в сфере промышленной политики. Мы можем 
работать везде, даже в атомной промышленности, но мы туда не попали. 
Мы не являемся исполнителями государственного оборонного заказа. 
С 2014 года и до сегодняшнего дня, к сожалению, мы не получили ни одного 
оборонного заказа. В течение полугода мы прорабатываем новые заказы, но пока 
контракты не заключены. 

Ранее еще можно было к такому заказу относить работы по программе "Циклон-4", 
но после того как Бразилия в 2016 году отказалась от участия в этой программе, 
у "Южмаша" не осталось ни одной реально действующей национальной космической 
программы. То есть оставшиеся у "Южмаша" космические проекты ориентированы на 
зарубежных заказчиков, что, в свою очередь, увеличивает внешнеполитические риски.

– В свой последний визит президент Зеленский обещал как-то 
повлиять на ситуацию и загрузить предприятие. Что-то изменилось?

– После визита министр обороны начал с нами разговаривать. Уже хорошо. Сейчас 
идут переговоры, готовим документы.
– В 2014 году "Южмаш" совместно с Россией работал над изготовлением 
ракет "Зенит" в рамках международного проекта "Морской старт". Такая 
работа составляла около 70% загруженности космического направления завода. 
После начала конфликта на Донбассе в 2014 году все работы по проекту 
остановили. Насколько большую роль в проблемах предприятия играют проблемы 
в отношениях с Россией?

– В 2015-2018 годах мы начали возобновлять "Морской старт" с компанией 
S7 Sea Launch Ltd. Но в 2019 году они остановили финансирование, и в результате 
недополученный доход составил 206 млн грн. Опять не получилось. 

– А причина?

– Я считаю, политическая: наши отношения с Россией. Мы заключали контракты с 
американской фирмой, но учредителем этой компании является Россия, а без нее 
невозможно было сделать "Зенит". На самом деле нам достоверно не известно, что 
произошло в компании S7 Sea Launch Ltd или с ее владельцами, но фактически 
с 2019 года они прекратили всяческое взаимодействие с "Южмашем". Как результат 
– "Южмаш" потерял денежные поступления, что привело к возникновению 
задолженности по заработной плате работникам "Южмаша".

– Если коротко: как бы вы охарактеризовали состояние предприятия сегодня?

– Предприятие в кризисном состоянии, но мы можем выполнять заказы. 

– Какова задолженность по зарплате перед сотрудниками предприятия 
на данный момент?

– За 2019 год задолженность по зарплате с налогами составила около 200 млн гривен, 
а состоянием на сейчас – 210 млн.

– Как вы намерены выходить из этой ситуации?

– Нам нужна помощь государства, чтобы погасить задолженность. Мы подготовили пять 
законопроектов и проекты постановления Кабмина. Профильный комитет Верховной Рады 
должен рассмотреть эти вопросы.

– А каков механизм погашения?

– Государство окажет нам финансовую поддержку. Дайте нам заказы, и мы все отдадим. 
Мы сейчас выпускаем ракетную технику для Италии, Америки, но этого очень мало.

– А сколько сейчас работает людей на предприятии?

– 5500 человек.

– А раньше сколько работало?
   
– В СССР работало 55 тысяч. Последние десять лет до 10 тысяч, 
а в 2014-м – 7-8 тысяч людей. 
Средний возраст работающих около 60 лет, а уровень заработной платы приблизительно 
6-7 тысяч грн. Это, в основном, жители Днепра и области. Сейчас многих пришлось 
отпустить, многие сами уходят. Тяжело будет собирать кадры, так как они стареют, 
а молодежь не идет, потому что заказов нет. Хотя вы не представляете, как глаза 
горят у людей, которые разбираются в этом, как они хотят работать.

– На территории предприятия хранится жидкое ракетное топливо – гептил. 
Из-за отсутствия денег на его утилизацию и долги за электроэнергию эксперты 
говорят, что существует угроза взрыва. Насколько критична ситуация и что вы 
намерены предпринять в условиях острого дефицита средств?

– На сегодняшний день ситуация очень плохая. Мы уже ко всем обращались, потому что это 
уже крик души. На сегодняшний день из 34 млн грн – выделили 15 млн грн из резервного фонда. 
А вообще нужно 110 млн грн. Но будем бороться дальше. Сложно сказать, что случится, если 
утилизации не будет. Процесс трудноконтролируемый, а если еще отключат электроэнергию 
из-за долга в 30 млн грн, то может случиться что угодно. Но мы стараемся, договариваемся.

Пишем в Кабмин бумаги. Правда, иногда они остаются без ответа. Похоже, что госорганы Украины 
не рассматривают всерьез потенциал украинских предприятий по созданию вооружений. 
"Южмаш" в течение последних четырех лет делает практические шаги по модернизации существующих 
и созданию новых систем вооружений, но, почему-то МОУ просто молчит. Странно, не так ли?

– Вернемся к теме госзаказа и президентского патроната. За последние годы 
на предприятие приезжали два разных президента, Порошенко и Зеленский, обещали 
госзаказы, выплату задолженности и многое другое. Что из обещанного выполнено?
   
– Это хитренький вопрос. Не хочу выделять Зеленского, но при Порошенко выполнили 10% из того, 
что обещали. Мы получили один заказ по закрытому контракту. И все, больше мы ничего не получили, 
вопреки обещаниям.

– А что вы конкретно просили?
   
– Корпоратизацию. Частный космос набирает обороты, поэтому мы хотели получить статус не 
государственного предприятия, а акционерного общества. Я об этом уже говорил. В государстве 
одни правила, а в акционерном обществе – другие. При этом наблюдательный совет состоит из 
государства и независимых экспертов. Сейчас у нас 70% прибыли забирает государство, мы почти 
ни на что не влияем. Инвесторы, узнав, что мы государственное предприятие, сразу же уходят. 
Пусть даже 100% акционерного общества принадлежит государству. Я 10 лет лично всем рассказываю 
о необходимости корпоратизации, но нас до сих пор не трансформировали. Почему? Объяснить никто 
не может. Не хотят.
– Идею корпоратизации также активно продвигает глава космического 
агентства Владимир Усов. Его протекция вам как-то помогла?
   
– Есть проект закона. Подтолкнула к этому ситуация, когда в Днепр приехали депутаты из 
комитета экономического развития парламента и провели заседание, но пандемия коронавируса 
притормозила процесс. Чтоб там ни говорили, а Усов мыслит правильно, 
пытается ускорить этот процесс.

– Рада приняла закон, который позволяет частным компаниям приобщиться 
к разработке и запуску украинских космических кораблей. По вашей оценке, 
какие последствия от принятия этого закона? Как много частных компаний 
занимаются космической деятельностью? Появится ли у нас свой Илон Маск?
   
– Есть серьезные компании, с которыми мы начали работать по многомиллионным контрактам. 
Идет сейчас кропотливая работа над этими контрактами. Нас радует, что частные компании 
начали размещать заказы на "Южмаше".

– Что дальше ждет человечество в плане освоения космоса? 
Когда полетим на Луну и Марс?
   
– На Луне уже были люди, поэтому на Марс тоже полетят. Илон Маск не "кричал" заранее 
всем, что астронавты полетят на его ракетоносителе, а они улетели. А сказал он об этом 
за месяц до вылета. Реализация этих проектов – всего лишь дело времени.

– Как в этом может участвовать Украина?
   
– Украинские предприятия смогут участвовать в мирном космосе со всеми странами. 
С тем же Илоном Маском. Есть проекты, у нас были закрытые разработки по Лунному модулю на 
"Южмаше" при СССР, но Украина не в состоянии возобновить эту программу, потому что она 
многомиллиардная, но участвовать мы будем. Все реально, я в это верю. Мы создали "Мрию", 
"Зенит", а сейчас восхищаемся Маском, но мы тоже способны создавать новые и достойные изделия.

– Актуален ли в Украине космический туризм?
   
– По техническим причинам у нас пока это невозможно. На данный момент мы делаем наброски 
специального самолета, который может быть задействован для космических запусков. 
Мечтать – мечтаем.
По материалам strana.ua